בס"ד
Основан Роландом Исаевым в память об отце Яакове Бен Ционе Исаеве з"л

             

                                Природа и чудо — два вида управления

 

Рассмотрим ещё один аспект в понимании чуда и его соотношения с природой.

В еврейской традиции отмечают два праздника о чудесных спасениях еврейского народа – Ханука и Пурим. Причём чудо Хануки отличается от чуда Пурима. В Хануку произошло открытое нарушение законов природы – масло, достаточное для горения одного дня, горело восемь дней. Такое чудо называется открытым чудом. В Пурим все события происходили в рамках природы, а чудо заключалось всего лишь в удивительных совпадениях. В принципе это два вида чудес которые наблюдались в еврейском народе на протяжении всей истории – чудо Хануки с нарушением законов природы, и чудо Пурима – удивительные совпадения.

Чудо открытое и его соотношение с природой было рассмотрено в прошлой статье. Здесь рассмотрим чудеса скрытые . А также потому что в наше время преобладают чудеса скрытые а не открытые.

В Пурим принято читать рассказ всех событий того времени котроый называется “мегилат Эстэр”, что в переводе означает “свиток Эстэр”. Однако есть также другой смысл этого названия: слово “мегила”(свиток) имеет ещё один смысл – “раскрытие”, а “Эстэр” – имя одного из главных участников рассказа означает также “сокрытие”. Получается в названии рассказа намекается ещё один смысл – “раскрытие сокрытого”. И это не случайно, поскольку основной идеей изучения свитка как раз и является раскрытия чуда скрытого в, казалось бы, обычных событиях приведённых в рассказе.

Например, в рассказе Пурима мы встречаем три последовательности событий не связанных между собой, в пересечении которых в некоторый момент изменяется весь естественный ход событий и в результате достигается желаемый результат – отмена угрозы нависшей над еврейским народом и уничтожение Амана. Причём в каждой последовательности все события совершенно “случайно” выстраиваются по направлению к этой цели.

Первая последовательность:

Трапеза Ахашвероша для всех министров а в результате также для евреев города Шушан, изгнание царицы Вашти, в результате “случайно” Эстер становится царицей, Эстер приходит в дом царя, и приглашает также Амана на пир.

Вторая последовательность:

Заговор двух телохранителей против царя, заговор “случайно” открылся Мордехаю, Эстер передаёт царю (о заговоре) от имени Мордехая, царь не может заснуть в ночь между двумя пирами.

Третья последовательность:

Царь поднял Амана, все преклоняются перед ним, Мордехай находится во дворце царя и не преклоняется, в результате Аман приходит к царю попросить его повесить Мордехая.

И все три последовательности событий “случайно” пересекаются в один момент – ранним утром между двумя пирами – когда царь не мог заснуть, размышляя как отплатить Мордехаю за спасение его жизни, и в этот же момент приходит к царю Аман чтобы повесить Мордехая, поскольку Эстер пригласила его также на второй пир к вечеру того дня и хотел прийти на пир со спокойной душой.

Получается, что вторая последовательность переворачивает третью посредством первой. Просто как в хорошо налаженном механизме!

На что это похоже. У царя был единственный сын, которого он очень любил. Однако сын не вёл себя хорошо и царь, рассердившись, выгнал его в лес. Однако царь продолжал любить своего сына и опасаясь за него послал своих слуг чтобы те незаметно для сына следили за ним и не допустили беды. И вот видит сын что один раз напали на него дикие звери и вдруг “случайно” кто-то его спас. А затем он попал к разбойникам и снова кто-то “случайно” вызволил его. И так всякий раз. В конце концов он понимает что всё это не случайно – по всей видимости отец его тот кто всякий раз посылает ему спасение. Тогда у него пробуждается любовь к отцу и раскаяние за свои плохие поступки, делает тшуву и возвращается к отцу.

Так и еврейский народ видя удивительные совпадения типа чудес Пурима понимает что отец – создатель мира – следит за ним и заботится о его спасении и поэтому делает тшуву и возвращается к Творцу.

Виленский гаон в комментарии на “мегилат Эстэр” спрашивает вопрос – почему праздник Пурим называется Пуримом. В тексте мегилы сказано что так называется жребий который бросил Аман, чтобы выбрать день для уничтожения еврейского народа в странах персидской империи того время. Разве это было главным событием в той истории? Ведь, как известно, основным чудом было то что, в результате сложившихся обстоятельств, план Амана по уничтожению еврейского народа обратился в их спасение а уничтожению подверглись сам Аман, его сыновья и другие враги евреев.

Объясняет Гаон что в действительности основное чудо было именно в этом событии. Как известно события происходящие на земле отображаются на расположении звёзд. В этом смысле звёзды являются некоторым образом картой событий и судеб для тех кто может читать в ней, где судьба человека, народа а также каждого создания называется “мазаль”. Однако на самом деле звёзды как таковые не оказывают никакого влияния на мир. Влияние происходит со стороны духовной действительности которая и определяет систему судеб для творений – то есть систему “мазалот”. А на структуре звёздного мира она всего лишь отображается. Таким образом система “мазалот” определяет жизненный путь и предназначение всему существующему под небесами. Причём эта система построена по своим особым законам, которые определяют также законы природы в соответствии с которыми функционирует сама природа, общество, человек и каждое творение в частности.

В Пурим, утверждает Гаон, Творец “перевернул мазалот”, что означает что были нарушены законы духовной действительности ответственной за порядок “мазалот”, определяющий ту или иную структуру звёздного мира, что и привело к чудесам Пурима. То есть в естественной системе “мазалот” (по расчёту Амана) еврейский народ должен был быть уничтожен. Чудесное изменение в этой системе привело к спасению еврейского народа от уничтожения и к победе над врагами. Поэтому основное чудо было именно в изменении в системе “мазалот”, хотя оно само не видимо для глаза человека. Удивительные совпадения изучаемые в “Мегилат Эстер” это всего лишь внешнее проявление этого чуда в видимой части действительности.

Более того, говорит Гаон в начале мегилы, чудо Пурима было больше чем чудо Хануки. Различие между ними в том что Ханука происходила в Израиле во время второго Храма (в Храме в Иерусалиме проводилась каждодневная служба). Известно что в Израиле во время функционирования Храма были видны многие чудеса. То есть место и время соответствует большему открытию Творца. Поэтому чудо Хануки было более открыто. Однако События Пурима происходили в Персии – вне Израиля, во время после разрушения первого Храма, когда он не функционировал. В такой ситуации управление Творца скрыто в сильной форме. Поэтому чудо Пурима было более скрыто чем в Хануку.

Однако в сути своей, в источнике чуда, чудо Пурима было больше чем в Хануку, и только место и время привело к тому что в одном случае чудо было более открыто а в другом более скрыто. То есть, если бы чудо Пурима произошло бы в Израиле и во время Храма то оно было бы открытым чудом в большей мере чем в Хануку.

С этой точки зрения можно понять, что имел ввиду Виленский Гаон, сказав что основное чудо в Пурим произошло именно в бросании жребия, поскольку именно тогда перевернулись порядки мироздания в своём источнике. И хотя в мире это проявилось всего лишь в виде скрытого чуда как удивительные совпадения, это потому что место и время событий привело к большому сокрытию, когда основное чудо в принципе не было видно.

Однако возникает следующий вопрос. С одной стороны чудо Хануки отличается от чуда Пурима в том что первое является чудом открытым а второе – чудом скрытым. Но с другой стороны нет принципиальной разницы между двумя видами чудес. Сокрытие чуда в Пурим было всего лишь результатом внешней ситуации – времени и места происхождения чуда, так что если бы чудо Пурима происходило в месте и времени Хануки, то оно тоже было бы открытое а может быть и больше чем это было в Хануку. Однако, как было рассмотрено ранее, природа также является скрытым чудом, в результате чего можно прийти к выводу что нет разницы между природой и чудом Пурима а тогда нет также разницы между природой и чудом открытым как Ханука. Но этого не может быть, поскольку, несмотря на то что и то и другое вершит Творец, это не одно и тоже. Творец создал природу и чудо как две противоположные и взаимно-исключающие действительности. Природа скрывает Творца, чудо раскрывает Его. Человек наблюдающий за природой “видит”, ощущает что нет и не может быть чуда. С другой стороны когда он сталкивается с чудом, оно разрушает у него привычное представление о природе. Он вдруг осознаёт что природы нет и никогда не было, природа существовала только в его воображении. Встаёт большой вопрос в чём же действительное различие между природой и скрытым чудом?

 

                                        Смысл чуда – раскрытие управления Творца

 

По всей видимости, определение которое мы даём открытому чуду – как явление в котором нарушаются законы природы – не совсем точное. Конечно в этом явлении видно такое нарушение, но не это то что характеризует и определяет чудо.

И действительно, может быть чудо без видимого нарушения природы как было рассмотрено в чуде Пурима. А также может иметь место нарушение законов природы и не быть чудом. Примером этому может быть действие колдовства. И хотя в колдовстве также наблюдаются нарушения природы, это нарушения видимой части природы, а не в сути её. Поясним это.

Необходимо знать, что действительность созданная Творцом намного сложнее чем человек может себе представить. Современное знание имеет дело только с внешней и очень поверхностной стороной природы, а на самом деле существуют более глубокие слои “природы” не поддающие традиционному эмпирическому методу исследования. Однако они существуют и функционируют по своим частным законам. В действительности эти слои “природы” не совсем материальные в обычном понимании этого слова, но поскольку в них функционируют определённые законы, которыми даже человек в некотором смысле может пользоваться, могут называться в определённом смысле “природой”. Точно также как учёные могут использовать известные им законы природы для создания различных технологий, люди имеющие представление о законах глубиной “природы” могут использовать их для различных действий. Этим знанием пользовались древние (и это причина почему знание древних часто поражает современных исследователей и вызывает их недоумение). Одной из сторон такого знания является колдовство.

И именно в этом заключался спор между Моше и Фараоном в Египте когда на египтян обрушились десять казней. Фараон утверждал, что египетские казни не были действием Творца, а были действием Моше, в которых Моше использовал законы колдовства, но якобы хотел выдать их за действие Творца. Другими словами Фараон утверждал что Моше был большим “специалистом” в области тех самых глубинных знаний “природы”, и использовал их в “политических” целях обманывая при этом народ Египта. Однако как можно утверждать такое, видя открытые чудеса? – Ответ на это что сам Фараон был не маленьким “специалистом” в данной области, как об этом свидетельствует рассказ Торы и он хорошо понимал что может быть действие в рамках “глубинной” природы, и поэтому не являющее чудом, но сопровождаемое нарушением законов природы в видимой её части. Поэтому в первых казнях Фараон пытался повторить те же действия, желая доказать тем самым что казни не были действием Творца. Как известно, Египет тех времён был великой державой мира, когда власть его над народами осуществлялась не силой оружия а силой колдовства.

Если обратить внимание, в десяти казнях в Египте в каждой последующей казни есть некоторое добавление чуда, которое не было в предыдущей. В первой казни вся вода превратилась в кровь и превратилась обратно в воду после того как Моше помолился. Во второй казни вышли из воды жабы и заполнили всю землю египетскую, но чтобы отменить это бедствие Моше предложил Фараону самому выбрать время когда должны уйти жабы. Тот попросил на утро. Моше помолился вечером и жабы ушли утром. Это дополнительное чудо. В третьей казни вся пыль египетская превратилась в вошь. Здесь дополнение в чуде было в том что сами колдуны Египта признали что невозможно сделать подобное колдовством поскольку колдовство не властно над очень маленькими объектами и сказали что это “палец Творца”. А в первых двух казней они могли сделать какое то подобие казни. В четвёртой казни было территориальное разделение действия казни. В районах проживания Израильтян не было диких зверей. И хотя и предыдущие казни тоже не затрагивали израильтян, однако не было чёткого территориального разделения как в четвёртой и в этом заключается дополнительное чудо. И так далее во всех казнях.

Более того в самой Торе есть разделение казней на три группы – три первых, три вторых и четыре последних. Про первую группу сказано ” Из этого узнаешь, что Я Г-сподь” (шмот 7-17), про вторую – “чтобы ты знал, что Я Г-подь среди земли (Шмот 8-18)” и про третью – “чтобы ты знал, что нет подобного Мне на всей земле(Шмот 9-14)”. Ещё сказано про эти три группы, что первая это удары на поверхности земле (воды Нила превратились в кровь, жабы вышли из Нила, вошь – из пыли земли) , вторая – удары по пространству между небом и землёй(нападение диких зверей, падёж скота, язвы на теле) и третья – удары по небу(град, саранча, тьма и смерть первенцев – удар по идолам). То есть каждая группа приходит показать что-то определённое.

Известно что открытое чудо увиденное человеком ошеломляет его и приводит в смятение. Тот кто делает чудо представляется в глазах людей пророком или чуть ли не самим б-гом. Такое отношение к чудесам принято в народах мира и на этом основываются их религии. Чудо оказывает на человека эмоциональное воздействие, поэтому религии народов мира основываются на вере в её эмоциональном смысли.

В иудаизме это не так. Еврейская религия основывается на разуме, где для каждого утверждение требуется серьёзное разумное обоснование. Чудо делается Творцом для какой либо необходимости в той ситуации а не для того чтобы ошеломить человека. Кроме этого фараон сам был “специалистом” в колдовстве и не так было просто его удивить чудесами. Поэтому десять казней не были просто чудесами которые Моше хотел продемонстрировать перед фараоном, ошеломить его и тем самым вынудить признать силу Моше. А это была целая система доказательств о том что Творец существует и Он и только Он властвует и управляет миром.

Суть доказательства состоит в том, что чудеса произошедшие в Египте не могли быть не каким иным действие кроме как действием Творца и об этом был спор между Моше и Фараоном.

Во время первой казни фараон не согласился что она послана Творцом и в доказательство приказал своим колдунам сделать тоже самое. Те справились с задачей только частично. Они не смогли сделать воду кровью, но смогли сделать чтобы она выглядела как кровь. Однако фараону этого было достаточно чтобы не принять утверждение Моше. Тем самым он утверждал, что первая казнь это чудо только в мире природы, но в мире духовном который стоит “над” материальным миром, который вызывает и “создаёт” его, там это не чудо а “обычная природа” того мира. Следовательно это чудо не действие Творца а действие Моше, который просто использовал законы мира стоящего над миром природы чтобы обмануть фараона.

Тогда Творец посылает через Моше вторую казнь в которой чудо больше чем в первой и оно является чудом также в мире “над” природой. И это чудо фараон отказывается принять утверждая что оно является природой в мире который находится ещё “выше”, тот который создаёт и вызывает второй мир.

Тогда посылается третья казнь где чудо ещё больше и оно является чудом также в третьем мире. Здесь все колдуны фараона признали что речь идёт о действии Творца, поскольку такое не посильно колдовству и человеку. Однако сам фараон отказался принять их точку зрения, утверждая что ему известны ещё более глубокие законы “природы” и что есть ещё один, четвёртый мир, где это чудо не является чудом.

И так далее, пока в десятой казни фараону уже нечего было возразить и он был вынужден выпустить народ Израиля из Египта. А на красном море он сам до конца поверил в Творца.

Идея чуда не в том что происходит нарушение природы, а в том что в данном явлении проявляется управление Творца, то есть Творец вмешивается и нарушает естественный природный процесс. Источник чуда вне рамок природы.

Колдовство это нарушение в видимой части природы, однако остаётся в рамках законов “общей” природы мироздания и поэтому, с этой точки зрения, не является чудом, то есть не относится к действию Творца вне рамок природы.

С другой стороны, в Пурим были нарушены законы в “общей” системе законов природы мироздания, в более “глубинных” слоях природы, на уровне “мазалот” – системы судеб всех творений. И не смотря на то что не было открытых нарушений в “видимой” части природы, всё равно это чудо, поскольку является вмешательством Творца в естественный процесс “общей” природы и поэтому относится к действию Творца вне рамок природы.

Получается, что может быть чудо без нарушения природы, и могут быть нарушения видимой природы без чуда!

Остаётся только определить, насколько это возможно в границах человеческого постижения, каков смысл этих двух действий Творца – действие Творца в рамках природы и действие Творца вне этих рамок.

 

                             Две параллельные системы управления в мироздании

 

Надо заметить, что здесь была рассмотрена некоторая духовная действительность которая в принципе относится к природе и была названа “более глубокими слоями природы”. Естественно, возникает вопрос чем эта действительность отличается от “настоящей” духовной действительности, рассматриваемой ранее. Необходимо разобрать этот вопрос более подробно.

Как было рассмотрено в прошлых главах, в основе творения находится идея сокрытия Творца. Творец это бесконечность и отсутствие границ. В рамках сокрытия Он создал мир ограниченный(ст. “конечность в бесконечности”). Все творения находятся в рамках сокрытия, поэтому всё что вне рамок сокрытия оно также вне их постижения.

Причём идея бесконечности была привнесена Творцом в мир конечности и поэтому оказалась также в пределах постижения насколько это возможно. Однако ясно, что бесконечность не может проявится в конечном мире в полноте своей сути а только в определённых рамках ограниченности мира. Ясно также, что это проявление не может быть частью бесконечности, поскольку бесконечность не делится на части – всякая маленькая “часть” бесконечности она же вся бесконечность. Даже часть бесконечности невозможно”вместить” в конечный мир. Поэтому внесение бесконечности в конечность должно быть в понятиях конечного мира. Но тогда оно уже не является самой бесконечностью а только тем представлением в котором бесконечность решила представить себя для творений. Таким представлением является “желание Творца”.

В конечном мире бесконечность выражается в том что бесконечность хочет от конечного мира на понятном ему языке. Другими словами, человек не может знать что такое Творец но может знать что Он от него хочет – то есть Его желание. В принципе понятие “желания” также не может быть отнесено к бесконечности, поскольку это атрибут конечного мира, однако бесконечность представила себя в конечном мире в виде “желания Творца”.

Соответственно, имена Творца не являются “настоящими” именами Творца, поскольку имя это определение, а определение это установление границ что невозможно по отношению к бесконечности. Имена Творца это то как бесконечность представляет себя в конечном мире. Имена показывают на качества Творца – милосердный, справедливый и т.д., и здесь также нельзя сказать что у Творца есть качества, поскольку и они относятся к атрибутам конечного мира. Но сказано что человек должен быть похож на Творца то есть стремится быть похожим на Творца в его качествах. В этом смысле идея имен Творца является примером идеала к которому должен стремится человек или другими словами опять то что бесконечность хочет и требует от человека.

Получается со всех точек зрения, что проявление бесконечности в конечности выражается в представлении желания Творца. Всё что человек может знать о Творце это только его желание, то что Творец от него хочет.

Идея желания которая приходит из мира бесконечности в мир конечный, проявляется в нём в виде правил в рамках которых Творец управляет миром. То есть управление миром означает привести мир в соответствие с Его желанием. Иногда Творец управляет миром с позиции милосердия иногда с позиции справедливости и так далее. Суть управления в всех её деталях неимоверно сложна, что и является предметом исследования духовной действительности. В принципе вся система духовных миров это системы управления на разных уровнях мироздания. На самом нижнем уровне, в рамках материального мира, она представляется в виде законов Торы. Тора в некотором смысле является отображением системы управления миром, что означает отображением всей духовной действительности, и поэтому является представлением желания Творца в этом мире. В этом смысле сказано что “Творец смотрел в Тору и творил мир” то есть Тора является планом мироздания.

Кроме этого, идея сокрытия несёт в себе всегда две стороны – то что открыто и то что скрыто. Но не в том смысле что часть бесконечности открыта а часть скрыта, ведь в бесконечности нет разделения на “части”. То что открыто это только то как Творец представляет себя в конечном мире – то есть Его желание. А другой стороной является то что не входит в желание Творца. То что обратное Его желанию и противоречит ему. Назовём эти две стороны светом и тьмой или добром и злом. То и другое – то что в рамках его желания и то что вне них – исходит от Него, то есть приходит из бесконечности и является неотъемлемой частью любого сокрытия и ограничения, поскольку идея границы сама по себе предполагает две противоположные стороны – с двух сторон границы. Пока ничего не создано, есть только одно – полное совершенство бесконечности. Как только что-то создаётся, сразу возникают два понятия – то что создано и то что не создано, то что действительно и то что не действительно, свет и тьма, истина и ложь.

Однако мера действительности двух сторон не одинакова, как сказано – “создающий свет и творящий тьму” – то есть тьма сотворена “есть из ничего” и не является настоящей (истинной) действительностью а возникает в результате её отсутствия – тьма это не действительность сама по себе а отсутствие света. Свет создан “есть из есть” то есть настоящая действительность исходящая из бесконечности хотя и не является самой бесконечностью. Другими словами свет это присутствие Творца, тьма это Его отсутствие. Вне сокрытия, в мире бесконечности понятие присутствия и отсутствия Творца не имеет смысла. Эти понятия могут появится только в рамках сокрытия.

Получается что у мира есть две стороны – присутствие Творца, что есть действительность и соответствует Его желанию, и отсутствие Творца, что есть недействительность и противоречит Его желанию. Однако может быть ситуация когда недействительность может восприниматься как действительность. Например, материальный мир. Как разбиралось ранее (идея «загрязнённого окна» – ст. «Грех первого человека»), действительность материального мира в глазах человека осуществляется благодаря ограниченности его ощущений(глаза воспринимают электромагнитное излучение в очень ограниченном спектре) – “человек видит окружающий мир только потому что он “плохо” видит, но если бы видел “хорошо” то ни чего бы не увидел”. В этом случае говорят о иллюзорной действительности, которой на самом деле нет но она может ощущаться как будто она есть. Так был создан материальный мир природы.

В этом иллюзорном мире есть также законы управления, которые представляют из себя некоторою систему управления похожую на духовную но противоположную ей. В духовной системе управления всё направлено к желанию Творца, в природной системе управления всё направлено против желания Творца.

Причём такое соотношение между действительностью и недействительностью, между светом и тьмой и т.д., имеет место на всех духовных уровнях мироздания. Получается, в структуре построения духовных миров существуют две параллельные системы, которые условно можно назвать “положительная и отрицательная” стороны мира, или миры “чистые” и миры “не чистые”. К системе “не чистых” духовных миров относятся все миры “недействительности” на всех уровнях.

Видимый материальный мир относится к нижней части системы “не чистых” миров. Понятия “более глубоких слоёв природы” относятся к более высоким уровням в той же системе. К ним же относится действие колдовства. Моше обращался к фараону со стороны “чистых” миров, а тот возражал ему с позиции “не чистых” миров.

Получается, что структура духовных миров состоит из двух систем управления, параллельных и противоположных – действительность и недействительность, присутствие Творца и Его отсутствие. Ясно, что в системе управления присутствия Творца все действия направлены на раскрытие действительности Творца и такое действие называется чудом. С другой стороны, в системе управления отсутствия Творца все действия направлены на сокрытие Творца, что и называется природным действием. Причём сказанное справедливо на всех духовных уровнях. Получается что понятие “природы” имеет место не только в самой “нижней” части мироздания – в материальном мире, а также на других уровнях духовной действительности, более глубоких(“высоких”). Они условно также называются природой, поскольку в их системе управления основная цель это сокрытие Творца. И как в материальном мире сокрытие Творца достигается установлением законов природы которые создают иллюзию самостоятельности материальной действительности и отсутствия Творца, точно также в более “высоких” или более “глубоких” мирах природы есть законы которые показывают на отсутствие Творца. И как в материальном мире человек пользуется законами природы для различных действий, что считается действием человека а не Творца, точно также можно пользоваться законами “глубиной” природы для различных действий – что и называется действием колдовства. Однако в обоих случаях такое действие остаётся в рамках иллюзорного мира. В мире действительном нет действия кроме действия Творца.

Чудо это действие в мире действительности(в мире “чистом”) со стороны присутствия Творца. Природа это действие в мире недействительности(мире “не чистом”) где не ощущается присутствие Творца. Это справедливо на всех духовных уровнях, причём на каждом частном уровне чудо всегда “выше” чем природа, как в нашем мире чудо относится к духовному миру а природа к материальному. А мир духовный всегда “выше” мира материального, то есть создаёт и вызывает его, поскольку чудо это действительность а природа недействительность. И хотя человек ощущает мир материальный как действительность а мир духовный как недействительность это потому что он помещён в иллюзорный мир материальности где всё выглядит наоборот.

Можно спросить: как Творец допустил существование действительности противоречащей Его желанию? Ответ: Он не допустил. Такая действительность на самом деле не существует – как было сказано, это не сама действительность а всего лишь отсутствие действительности. Тогда можно спросить: как Он допустил чтобы такая действительность могла быть воспринята как настоящая действительность даже когда она всего лишь иллюзия? Ответ: Это необходимо для свободы выбора человека, чтобы мог заслужить награду в мире действительном. После того что человек выстоял в испытаниях этого иллюзорного мира, обнаруживается что это ощущение ложного представления о действительности сыграло важную роль в достижении истиной цели. Оказывается, “не чистая”(обратная) сторона мира является важной вспомогательной частью настоящего мироздания и направлено к той же цели. Таким образом, оказывается что то что противоречит желанию Творца также является частью Его желания и поэтому было допущено им. Получается что всё что было создано находится в рамках Его желания!

 

                                    Общее и частное управление – природа и чудо

  

Теперь можно понять разницу между природой и чудом. Природа и чудо это две разные действительности в источнике своего происхождения. И то и другое действие Творца и в этом смысле оба являются чудом. Однако природа это система действий (управления) Творца чтобы была природа –то есть привести к сокрытию Творца. Чудо это действие Творца в принципе противоположное. Суть его раскрыть Творца и внести в мир другое управление.

По сути своей создание природы не имело смысла как самостоятельной действительности. Смысл творения – дать благо творениям. Но для этого творения должны это благо заслужить, тогда они смогут наслаждаться им в большей мере поскольку будут обладателями блага. (В этом смысле человек был создан по подобию Творца – как и Творец человек может быть в каком то смысле хозяином добра, то есть делающим добро) Чтобы творение могло заслужить оно должно иметь некоторую меру самостоятельности. В духовной действительности не может быть такой самостоятельности поскольку там Творец открыт всем и всё ему подчинено. Поэтому Он создал другую действительность, в каком то смысле действительность не настоящую, но которая выглядит в глазах человека как настоящая, чтобы в некотором смысле “обмануть” человека. В ней Творец не виден творениям, в результате чего у них появляется свобода выбора и ощущение самостоятельности. Эта действительность построена на воображении человека – но выглядит в его глазах как будто настоящая, и всё это только для того чтобы дать возможность человеку проявить свою самостоятельность и заслужить предназначенное ему благо. Поэтому она не является смыслом и целью творения, а всего лишь играет вспомогательную роль. Соответственно система управления в этой действительности также не соответствует истиной цели творения в прямом смысле а только в переносном – как вспомогательная. В этой системе управления все действия Творца направлены к цели создания природы и сокрытия Творца. И хотя каждое действие в этой системе также является чудом – как всякое Его действие, есть принципиальная разница между ним и действием которое считается чудом. В системе природы каждое дополнительное действие Творца приводит к дополнительному сокрытию когда в “обычном” чуде каждое добавочное чудо раскрывает Творца в большей мере. Например, каждое падение тела в природе является действием Творца и в этом смысле – чудом. Однако каждое дополнительное падение подтверждает в большей мере “истинность” природы в глазах человека поскольку добавочный раз подтверждает справедливость закона гравитации и тем самым скрывает Творца ещё в большей мере. С другой стороны, цепочка совпадений в истории Пурима показывает на вмешательство Творца в естественные процессы и в этом смысле раскрывает Его. Здесь каждое дополнительное совпадение в этой цепочки – что также является действием Творца – раскрывает Творца в большей мере. Такое событие на языке людей называется чудом а не природным явлением.

Получается что существуют две противоположные и противоречивые системы управления, которые в конечном результате ведут к одной цели. Их можно назвать мерой милосердия и мерой суда, а также частным и общим управлением. Управление природы – общее управление (мера суда) , а чудеса в природе исходят от частного управления (мера милосердия).

(Это по сути. Но со стороны творений общее управление может быть представлено как милосердие поскольку даёт им существование не заслуженное, а частное управление судом, поскольку наказывает праведников за малейшее нарушение)

В системе общего управления нет особей, а есть виды необходимые для “поддержания” природы и общества. Всё что происходит с каждой особью не зависит от её поведения, а только от необходимости существования соответствующего вида или народа в природе и обществе, где они, как часть природы, выполняют вспомогательную роль для общей цели мироздания. Каждое событие в этой системе происходит строго в рамках законов природы.

Частное управление это всегда чудо. Оно относится только к людям и только к тем которые выполняют основную роль в общей цели мироздания, а не вспомогательную как природа. В принципе каждый человек может взять на себя эту роль, однако первоначально она возложена на еврейский народ в общем и на каждого еврея в частности. Еврейский народ в общем подлежит частному управлению (Детали этой роли были рассмотрены в одной из прошлых статей – “Ноах муж праведный”) Однако не каждый из евреев заслуживает такое особое управление а выполняет только вспомогательную роль в рамках существования еврейского народа как народа избранного.

Чтобы заслужить частное управление Творца к человеку, ему необходимо изменить свою суть как части природы. Человек в силу своего происхождения ощущает себя частью природы и стремиться остаться в ней. Цель мироздания, как было сказано, дать человеку благо. Однако это благо может быть только духовным, поскольку, как было сказано, природа не является настоящей действительностью а всего лишь воображаемой и вспомогательной и поэтому временной. Следовательно всякое благо в рамках природы также временно и не действительно.

Невозможно также “вывести” человека из природы и просто дать ему благо, поскольку тогда он не будет его хозяином и это уже не то благо которое планировалось передать человеку.

И даже если придёт человек и скажет – мне этого достаточно. Я не хочу тяжело работать в этом мире чтобы заслужить награду, а в следующем мире мне достаточно того блага без того чтобы быть его хозяином. На самом деле, он так говорит только находясь в этом мире, будучи под властью сил природы, но когда придёт в мир грядущий и увидит что он получает и что мог бы получит то будет ощущать полученное им благо не как награду а как невыносимое наказание. Как человек в молодости говорит себе лучше я буду отдыхать и развлекаться вместо того чтобы учится – молодость даётся один раз, а потом проживу как нибудь – в конце концов очень сожалеет об этом видя кем бы он мог стать и кем стал на самом деле.

Поэтому остаётся единственный путь. Человек должен сам выйти из мира природы и прийти к духовному благу. В конце концов именно для этого он был там помещён и ему были даны для этой цели все условия – ощущение самостоятельности и свобода выбора. После этого данное ему благо уже будет называется наградой, поскольку заслужит его.

Путь к этому проходит через выполнение заповедей Торы, которые всегда направлены против его природы – против его телесных желаний. Дойдя в выполнении заповедей до совершенства, он как бы победил природу внутри самого себя. С этого момента он выходит из под общего управления и оказывается в рамках частного управления, где всё что происходит с ним происходит в соответствии с его поведением.

В рамках этого управления, действие небес может быть более открытым или более скрытым в зависимости от необходимости данного управления в данной ситуации. Поэтому чудо может быть открытым как рассечение моря, скрытым как чудеса Пурима или скрытыми в природе совершено так что не возможно отличить его от обычного природного явления.

 

                                                  Какое событие является чудом.

 

Допустим человек попал в аварию. Вопрос – если это случайно событие в рамках природы, или же это направленное действие по отношению к человеку в рамках чуда? В соответствии с рассмотренным выше – необходимо разобрать это в понятиях общего и частного управления.

Если событие было чудо открытое то оно явно в рамках частного управления. Редкое совпадение направленной последовательности событий показывает на чудо скрытое, типа Пурима. Единичное событие, очень редкое, с очень маленькой вероятностью по все видимости также является чудом и частным управлением, однако оно уже скрыто в большей мере.

Событие совершенно обычное в рамках природы нет возможности определить если оно относится к частному управлению и является чудом или к общему управлению и природе и поэтому случайно. В этом смысле сказано что Творец скрывает себя за природой – нет возможности определить если оно произошло в рамках законов природы и общего управления или в рамках чуда и частного управления. То есть, явление аварии как природного явления в рамках случайных событий необходимо для существования человеческого рода, для того чтобы в один момент можно было “послать” определённого человека в аварию в рамках частного управления – как наказание за его плохие поступки или в виде исправления, так чтобы наказание не было видно как наказание. Для этого погибает некоторое, необходимое в рамках сокрытия, количество людей в авариях вне связи с их поведением, в рамках общего управления. В данном случае аварию можно назвать “случайностью” (условно, поскольку нет ничего случайного в мире) и природным явлением. При этом та же самая авария может быть в рамках частного управления, для другого человека, управление с которым происходит в соответствии с его поведением, и тогда это чудо, хотя и очень скрытое за природой.

В соответствии с этим объяснением, аварии в народах мира обычно происходят в рамках природы и случайности, поскольку над ними преобладает управление общее, кроме тех случаев когда авария связана каким то образом также с евреями.

Авария с обычным евреем может быть как результатом частного так и общего управления, поскольку он, как было сказано (ст. “Ноах муж праведный”) находится частично под частным а частично под общим управлениями.

Еврей праведник находится полностью под частным управлением и поэтому всё что с ним происходит, даже если это обычное природное явление, это только чудо.

 

                                    “И завершил Б-г на седьмой день Свой труд… “

 

В соответствии с этим можно также объяснить понятие субботы. Сказано в Торе: “И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, который делал.”(Берейшит 2-2) Еврею запрещается трудится в субботу поскольку Творец также прекратил труд свой в этот день. Однако не понятно как так Творец прекратил свой труд, ведь природа продолжает функционировать в субботу как обычно? Ответ: Творец прекратил своё действие в рамках общего управления и природы, но продолжает действовать в рамках частного управления и чуда, поскольку это уже не называется трудом. Однако это действие настолько скрыто что люди не замечают разницы, поскольку не заслужили видеть открытые чудеса. Ведь открытые чудеса лишают человека свободы выбора, поэтому пока он ещё не выстоял в испытаниях в достаточной мере он должен оставаться в рамках природы.

Получается, в субботу изменяется вся система управления. Прекращается общее управление и остаётся только частное. То есть нет природы, есть только чудо! Но поскольку у человека нет достаточных заслуг, чудо полностью скрыто. Или другими словами, каждое природное явление в субботу это “настоящее” чудо, но поскольку Творец не хотел чтобы люди заметили это, сделал его внешне очень похожим на “обычное” природное явление.  

Добавить комментарий