בס"ד
Основан Роландом Исаевым в память об отце Яакове Бен Ционе Исаеве з"л

                                  Ноах – муж праведный                                      

“Вот порожденные Ноахом: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б-гом ходил Hoax.И породил Hoax троих сыновей: Шема, Хама и Йефета.

Раши: вот порожденные Ноахом (потомки Ноаха): Hoax мужем праведным

… имеет целью учить тебя. что главное из произведенного на свет праведными – это их добрые дела [Берешит раба 30].

Обычно порождением человека называются дети которых родил. Однако здесь сказано что порождения Ноаха это то что он муж праведный, и только в последствии упоминаются его дети – Шем, Хам и Йефет.

Отвечая на этот вопрос Раши приводит мидраш – “главное порождение (произведённое на свет) праведника – это их добрые дела”.

Можно понять что добрые дела (“муж праведный”) можно назвать порождением человека. – Дети, которых вырастили и воспитали родители, являются как бы их продолжением в мире. В этом смысле добрые дела также являются продолжением человека, поскольку часто их действие продолжается после его смерти.

Здесь Тора сообщает, что каждый человек оставляет после себя в мире только два последствия, которые и являются в некотором смысле его вкладом в формировании образа всего человечества в целом. Во-первых дети которых он родил и воспитал и во-вторых его добрые дела. Всё остальное приходит и уходит вместе с ним не оставив никакого следа.

Однако из слов Раши выходит что есть разница между праведниками и остальными людьми. Для праведника главным порождением является его добрые дела, когда у остальных главным последствием видимо будут их дети. Что подымает большой вопрос – разве добрые дела всех людей за исключением праведников не важны, и всё что они могут – это только рожать детей? Более того, то что дети являются порождением человека и его вкладом в мире, не имеется ввиду только родить их. Ведь их надо вырастить и правильно воспитать что всё вместе тоже относится к его добрым делам. Получается порождение детей это тоже добрые дела. Так как можно сказать что добрые дела обычного человека не так важны? Попробуем понять сказанное.

                               Управление частное и управление общее                               

В книге “Зоар” приводится вопрос – “почему Рош Ашана два дня?” ( даже в земле Израиля в отличие от других праздников) И отвечает “Зоар” – “поскольку это два суда соединённые как один, суд высший что он тяжёлый и суд низший – лёгкий”. Первый день суд тяжёлый а второй день – суд лёгкий. Чтобы понять смысл двух судов необходимо разобраться в понятиях управления.

Известно, что в Рош Ашана Всевышний вершит суд над творениями. Однако законы суда не одинаковы для всех. В основе различия находятся две формы управления миром со стороны Творца – частное и общее.

В понятие управления включается всё что Творец вершит в мире и не зависит от человека. В рамках морали человеку была дана свобода выбора.

 

Что бы понять смысл частного и общего управлений надо понять что мир не был создан для наслаждения жизнью, как многие думают, а для наслаждения в мире грядущем. Однако наслаждение там не выражается в параметрах нашего мира – в получении благ, а в параметрах духовности когда наслаждение заключается в понятиях давать. И хотя для нас это не считается наслаждением это потому что мы пребываем в мире где властвует первый вид наслаждения, но мир грядущий построен по другим законам. Хотя и в нашем мире можно почувствовать вкус наслаждения в давании, когда человек получает некоторое удовлетворение в совершении добрых дел. Но поскольку суть мира природы заключается в получении человек не ощущает наслаждение второго вида в полной мере. Но в мире грядущем где материальность а вместе с ним и желание получить отойдёт на второй план – наслаждение в давании станет преобладающим и станет единственной сутью действительности.

В действительности понятие давать которым мы пользуемся также не совсем точно характерезует идею наслаждения в духовном мире, поскольку всё таки позаимствовано из понятий нашего мира, а сами понятия духовности не постижимы для нас до конца. Поэтому понятие духовного наслаждения иногда сравнивают с наслаждением от постижения. Процесс постижения в нашем мира очень тяжёлый и человек с трудом ощущает от него наслаждение а в духовности это приходит без труда и является основной сутью действительности.

С этой точки зрения, смысл существования человека заключается в подготовке к наслаждению(постижению) в мире грядущем. Поэтому если выполняет эту роль, есть смысл в его существовании, более того является сутью мира, поскольку всё создано только для этой цели. И тогда называется праведником, и получает свою часть в следующем мире.

Иначе нет смысла в его существовании, поскольку просто жить и наслаждаться жизнью не имеет смысла в понятиях сотворения мира.

Этот расчёт заложен в основе идеи частного управления – есть ли смысл в существовании человека? Или другими словами – имеет ли он право на существование или нет. В основе такого управления находится мера суда.

Частное управление распространяется только на праведников. Остальные находятся под общим управлением, в котором преобладает мера милосердия, когда их существование в мире не обуславливается их личными заслугами а другими причинами, вне них.

Причиной этого различия является принципиальная разница между праведниками и остальными людьми.

Рассказывают про Виленского Гаона. Однажды перед праздником Сукот продавец этрогов согласился продать Гаону очень красивый этрог с условием что платой будет вся награда которую получит Гаон в мире грядущем за выполнение мицвы с этим этрогом. Помощники Гаона, которые договаривались о покупке этрога, боялись рассказать Гаону о “цене”, которую затребовал продавец. Но когда слухи об этом дошли до Гаона то он воскликнул “конечно я согласен. Ведь сейчас у меня есть возможность выполнить мицву без того чтобы получить за неё награду! Разве я не воспользуюсь ей?” (То есть мицву будет выполнять Гаон а награду получит продавец)

Такое поведение праведника совсем непонятно для нас. Как можно отказаться от награды даже в будущем мире, поскольку мы обычно видит в этом весь смысл мицвот. Более того любая деятельность человека это всегда достижения каких либо выгоды, преимущества или хотя бы удовлетворения. Не возможно себе представить действие человека без того чтобы ожидал какого либо результата для себя.

Действительно, это справедливо для обычного человека, поскольку помещён в мир природы, в котором преобладает желание получить.

Поэтому первый этап в служении Творцу действительно основан на идеи вознаграждения. Но, поскольку цель человеку перейти на уровень духовности следующего мира, где желание получить в параметрах нашего мира отсутствует, он обязан научится служить ради Творца без ожидания награды. И этот высший уровень служения является вторым этапом в служении Творцу. Однако далеко не все его достигают.

Желание вознаграждения связывает человека в некотором смысле с миром природы где властвует желания получить и поэтому не соответствует до конца основной идее сотворения человека – прийти к наслаждению в духовном мире где наслаждением является давать.

Праведникам это люди которые служат Творцу ради Творца, “во-имя Творца” (ле шма). То есть не ожидают за это никакого вознаграждения. И даже после смерти. “Во-имя Творца” означает полную отмену личных интересов, когда вместо них на первое место становятся интересы служения Творцу. Такие люди видят смысл своей жизни только в выполнении мицвот и изучении Торы настолько что даже личная жизнь становится служением Творцу. Обычному человеку трудно осознать такой образ жизни, поскольку во всех его действиях всегда присутствует хотя бы капля эгоизма. Даже в своих добрых делах от всего сердца, где то в глубине души он ожидает награды – при жизни или после смерти.

В частном управлении каждый шаг и поступок праведника оценивается в точности в соответствии с сущностью поступка, без снисхождения и милосердия, и обязательно учитывается в последующем управлении с ним. Тора приводит много случаев когда праведник получает большое наказание за самый маленький проступок. 

Люди которые не служат Творцу никак, или служение их по привычке без внутреннего смысла и даже те которые служат Творцу но не во имя Творца (ради вознаграждения), все они подлежат общему управлению.

В отличии от частного управления, общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, а относится ко всему виду в общем. Например если для какой то цели в мире необходимо существование некоторого вида животных – управление Творца распространяется на весь вид, где каждая особь рассматривается постольку поскольку является частью этого вида. И если этот вид больше не требуется то уничтожаются каждая из них вне зависимости от её личного поведения.

В частном управлении происходит по другому. Если по постановлению свыше происходит в мире некоторый катаклизм или эпидемия и должны погибнуть много людей, тогда не берутся во внимание личные заслуги каждого из них а все рассматриваются в общем, кроме праведников, с которыми может произойти чудо, которое выводит их из общего правила. Или наоборот, когда в эпидемии погибает праведник, это означает, что вся эпидемия возникла только для этой цели, чтобы смерть праведника не выглядела как чудо, и из-за этого погибают и другие вне зависимости от их заслуг. 

          Мир и всё что в нём – орудие для праведника в его служении                             

Смысл существования природы в том, чтобы дать возможность людям служить Творцу. И это ясно, поскольку служение Творцу возможно только в рамках свободы выбора, а человек может ощущать себя свободным только в рамках природы. Природа это орудие данное людям для выполнения их роли. Ясно что нет у неё личной цели в плане творения, и поэтому не является сутью мироздания. Природа играет всего лишь второстепенную, вспомогательную роль. Поэтому на них распространяется общее управление.

Роль народов мира – содействовать еврейскому народу в выполнении их роли в мире, и в этих рамках обладают свободой выбора что отличает их остальной природы. Если кто-то из них выполняет эту роль во имя Творца, и тем самым становится праведником народов мира, возможно также заслуживает частное управление.

Однако обычно свобода выбора народов мира не проявляется в их поведении в полной мере или же не проявляется совсем, поскольку живут личными интересами и тем самым похожи в некотором смысле на остальную природу. Поэтому также находятся под общим управлением. Но отличаются тем что, во-первых, как вид выполняют другую более важную роль в мире(содействовать народу Израиля в выполнении их роли), а во вторых, имеют потенциальную возможность воспользоваться своей свободой выбора чтобы изменить своё предназначение – выйти из под общего управления народов мира и войти под общее управление еврейского народа.

Каждый еврей первоначально предназначен для частного управления. Однако не каждый может выстоять в нём. В этом случае он не уничтожается а переходит под общее управление где отношение к его поступкам более мягко. Творец применяет к нему меру милосердия, рамках которого он может сделать тшуву, исправиться и вернуться к выполнению своей роли в мире, или в результате милосердия перейти под управление общее, в котором его роль заключается в содействии добрым делам тех которые действительно выполняют свою роль в полной мере. В результате получают меньшее наслаждение в будущем мире – наслаждение за содействие добрым делам. Еврейский народ является орудием для праведников в служении Творцу во-имя Творца. Ясно что нет возможности у праведника выполнить свою роль вне еврейского народа. Только внутри него он может достигнуть совершенства заботясь о народе избранного Творцом , молясь за него и направляя его. Кроме того, где рождаются праведники если не в среде обычных евреев.

Общее управление охватывает весь окружающий мир, животных, народы мира и даже большую часть еврейского народа кроме праведников. Расчёт с ними не ведётся в точности в соответствии с их поступками (поскольку не смогли бы устоять в нём) а в соответствии с необходимостью в мире той структуры частью которой он является.

Суть частного управления над праведниками заключается в том что все события которые происходят вокруг него рассчитаны таким образом чтобы дать возможность ему совершать добрые дела. Иногда для этой цели праведник должен пребывать в достатке а иногда в нужде. К этому направлены все события происходящие в мире.

Другими словами действительность, которая возникает вокруг праведника, является орудием для выполнения его роли в мире. Орудия вокруг праведника не имеют собственной действительности, но их существование обусловлено их необходимостью для выполнения жизненной роли праведника.

Мидраш приводит удивительные примеры этому – Всевышнему стоит содержать большой город язычников несколько веков только для того чтобы один раз праведник проходя мимо мог бы отдохнуть в тени этого города.

Это имеет ввиду “Зоар” – суд высший и тяжёлый. В первый день Рош-Ашна решается если человек имеет право на существование в силу своих личных заслуг. Большинство приговариваются к смерти и только единицы могут выстоять в этом страшном суде. Такие люди называются праведниками и заслуживают особого управления со стороны Творца – частного управления.

Те кто не выстояли в суде первого дня Рош Ашана, где были приговорены к смерти, судятся ещё раз на второй день Рош Ашана в суде более лёгком. Этот суд основан на милосердии, и чтобы выстоять в нём нет необходимости заслужить своё существование своими личными заслугами. Достаточно если они необходимы для праведников в выполнении их роли.

Еврей же должен заслужить быть частью еврейского народа, и тем самым стать орудием в руках праведников для выполнения ими своей роли.

Теперь можно понять почему Раши называет добрые дела праведников главным порождением. Поскольку их добрые дела во имя Творца, и поэтому являются сутью и основой мира. Когда добрые дела остальных евреев не во имя Творца и не являются сутью мира. Однако они дают возможность действительности еврейского народа, который так необходим праведникам для выполнения их роли в мире. Добрые дела остального еврейского народа а вместе с ними и порождение детей и их воспитание, что также относится к его добрым делам, образовывают структуру народа и его связь с Торой и праведниками. Эта главная задача каждого еврея в мире и поэтому имеют общее название порождением детей, поскольку образование народа Израиля и обеспечение его существования связано в первую очередь с рождением и воспитание детей, поскольку новое поколение еврейского народа никак иное как дети предыдущего поколения. Праведники тоже выполняют эту роль, однако основное их действие это добрые дела совершённые во имя Творца, которые являются основой мироздания, поскольку всё создано только для этого.

 

                              Святость еврейского народа                                         

Однако можно спросить – если еврейский народ находится под общим управлением, то не намного отличается от народов мира и всей природы, поскольку как все является лишь орудием для тех кто выполняет основную роль в мире.

В начале книги “Бамидбар” на вопрос почему Творец пересчитывает еврейский народ ещё и ещё, объясняет Раши:

“Потому что они были дороги Ему, исчислял их вновь и вновь когда они вышли из Мицраима, исчислил их (см. Имена 12,37), когда они пали (согрешили поклонением золотому) тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. Раши к Имена 30, 16), когда вознамерился дать Шехине Своей пребывать над ними (т е когда повелел им возвести скинию), исчислил их, в первый день нисана была возведена скиния, а в первый день ияра исчислил их”

“Евреи дороги Творцу” не означает что у Творца есть человеческие качества. Тора часто говорит нам человеческим языком используя понятия принятые у людей. Смысл сказанного в том что Творец управляет еврейским народом так как если бы он был дорог ему. То есть евреи, в отличие от других народов, находятся под особым управлением со стороны Творца которое называется “дорог ему”.

На первый взгляд непонятно почему об этом надо говорить, ведь евреи народ избранный Творцом и является сутью мира. Ясно что управление с ними другое.

Однако из вышесказанного понятно, что сутью мира на самом деле являются те евреи которые делают добрые дела во имя Творца и на них распространяется частное управление. Остальные, не смотря на то что тоже делают добрые дела, находятся пол общим управлением, поскольку их добрые дела не во имя Творца на достаточном уровне как у праведников.

Однако общее управление под которым находится еврейский народ не такое как у других народов и называется “дорог ему”, что означает что есть в нём что то из частного управления праведников поэтому Творец пересчитывает евреев всякий раз.

Ещё. Говорят еврейские мудрецы, что, несмотря на то что многие евреи не стоят на уровне праведников и не могут выполнять мицвот во-имя Творца, всё равно должны выполнять их “не во-имя Творца”(для награды в этом мире или в следующем) и это тоже хорошо поскольку из “не во-имя Творца” приходит к “во-имя творца”. На самом деле, каждый еврей, выполняя мицвот, хотел бы совершать их на высшем уровне “во-имя Творца”, однако не находит в себе сил для этого. Но если к этому желанию “во-имя” присоединяется также желание получить награду, пусть даже после смерти, выполнение становится легче и более возможным. Поэтому в каждом следующем поступке частица “во-имя” внутри него становится более значимой а то что “не во-имя” становится меньше. Это называется – из “не во-имя Творца” приходит к “во-имя Творца”. В силу этой частицы “во-имя” внутри еврея он заслуживает особого управления от Творца которое называется “дорог ему”.

Про другие народы не сказано из “не во-имя” приходит к “во-имя”, поскольку у них нет вообще понятия “во-имя Творца”, первоначально внутри них нет той частицы “во-имя” и все их добрые дела делаются только с расчётом на награду то или другую. Поэтому на них не распространяется управление “дорог ему”.

 

В книге “Нефеш Ахаим” принцип из “не во-имя” приходит к “во-имя” объясняется немножко по другому. Несмотря на то что в общем его поступок “не во-имя”, есть всё таки внутри поступка мгновения в которых его действие становится “во-имя” (он как бы забывает про награду и делает только ради Творца). В эти мгновения он как бы касается суть мироздания и становится на мгновение праведником. Поэтому и заслуживает особое общее управление – “дорог ему”, где Творец обращает внимание на каждого еврея в отдельности и считает его.

В этом и заключается идея святости еврейского народа.

 

Добавить комментарий