בס"ד
Основан Роландом Исаевым в память об отце Яакове Бен Ционе Исаеве з"л

                                           Берейшит – Ответ народам мира

 

« В начале сотворил Б-г небо и землю »

Раши приводит мидраш –

Сказал раби Ицак не надо было начать Тору, кроме как с “месяц этот для вас начало месяцев” , что это первая мицва данная Израилю. Но почему начал с “В начале” ? Что бы “силу действий своих сказал народу своему дать им землю народов” (Теилим 111). Что если скажут народы мира Израилю грабители вы что захватили земли семи народов, ответят они вся земля принадлежит Творцу , он сотворил её и дал кому считал нужным , по желанию его была дана им и по желанию его была взята у них и дана нам .

В Торе видны как минимум два направления – рассказ о сотворении и истории мира, а также свод законов для поведения людей. Свод законов начинается со стиха Торы (Шмот 12-2) “месяц этот для вас начало месяцев”. На первый взгляд утверждает раби Ицхак , что Тора должна быть начата именно с этого места , но то что Тора всё-таки рассказывает о сотворении мира, только для того, чтобы предупредить обвинение в грабеже со стороны других народов.

На что спрашивает Рамбан разве не нужен рассказ о сотворении мира , ведь большая необходимость есть в этом рассказе, поскольку в нём заключается основа нашей веры, то что учим из него, что мир был сотворён а не существовал всегда ? И объясняет Рамбан, что раби Ицхак имел ввиду , что идея сотворения, создание Адама и Хавы, их грех и наказание и рассказ про эдемский сад и изгнание Адама из него, всё равно непонятно до конца из стихов Торы, и тем более рассказ про поколение потопа и поколение расселения нет большой необходимости в них. Но веру в сотворение мира получат люди из того что написано в десяти заповедях (Шмот 20-10) “Ибо в шесть дней создал Творец небо и землю”, а остальное могло быть передано в устной Торе мудрецам .

Поэтому раби Ицхак объясняет причину начала Торы с сотворения мира. Творец создал Адама, поместил его в эдемский сад и изгнал из него за его грех, поколение потопа изгнал за грехи из мира, и только праведник с сыновьями остался, и их потомков расселил по миру за грехи. Учим мы из этого что за грехи полагается изгнание.

Но остаётся непонятно, в конце концов в продолжении Торы сказано что семь народов были изгнаны Израилем за грехи этих народов (Дварим 9-5) “… но за нечестие народов этих Гос-дь, Б-г твой изгоняет их от лица твоего”, то есть идея изгнания за грехи сказана в продолжении Торы и зачем надо приводить свидетельство об этом из начала Торы?

Мой учитель, раби Рафаэль Шапиро объясняет так. Конечно раби Ицхак считал что сотворение мира тоже должно быть записано в Торе, но не в начале. А в начале Торы должен быть свод законов, а потом сотворение мира. И это видно из самих слов раби Ицхака “не надо было начать Тору кроме как с …”. Причина такому порядку то что сказано –Творец смотрел в Тору и творил мир, то есть основа, причина и цель мироздания это изучение Торы и выполнение мицвот. Он творил мир таким образом, чтобы можно было соблюдать Тору. Тфилин делается из кожи коровы не потому что это то что есть в распоряжении человека, а наоборот, поскольку тфилин по закону Торы должен быть из кожи коровы поэтому она была создана. Не мир является причиной выполнения мицвот, а выполнение мицвот является причиной сотворения мира, поэтому свод законов должен быть на первом месте.

Часто задаётся вопрос, в чём причина той или иной мицвы. Вот то что нельзя убивать и воровать это хорошо для сохранения общества а кошерная пища полезна для здоровья как показывают многие последние научные исследования. Есть на это хотя бы два ответа.

Во первых нет причин для мицвот. И даже те мицвот, которые понятны на самом деле тоже не понятны. Что если объяснить ребёнку что нельзя убивать и воровать из-за сохранения общества, он поймёт что это можно когда никто не узнает. И разве Тора разрешила не кошерную пищу не-евреям чтобы привести их к смерти?

Во вторых есть ошибка в самом вопросе. Какой ответ здесь ожидается ? Какую пользу приносит эта мицва то есть какова причина мицвы в этом мире. На самом деле нет причины для мицвот, то есть нет причины в этом мире. Наоборот, мицвот являются причиной для мира. Творец смотрел в Тору и творил мир. Но вне этого мира есть причина, но непостижима для разума человека, или вообще понятия причины и цели это понятия нашего мира, а вне него они не совсем применимы. Поэтому правильный вопрос должен быть другой . Какова причина создания той или иной детали мира. Для выполнения какой мицвы она предназначена. И это действительно требует ответа.

Однако в книгах еврейских мудрецов мы находим объяснения (причины) мицвот, что называется “таамей амицвот”. Но раби Хаим из Бриска утверждает что у мицвы не может быть причины поскольку Тора предшествовала миру и не может мир быть причиной для Торы, но то что мудрецы приводили “таамей амицвот” , объясняет раби Хаим слово “таам” не как причина , а как второй смысл этого слова “вкус”. “Вкус” который можно ощутить при выполнении мицвы.

Еврей, родившийся в религиозной семье, с детства приучается к выполнению мицвот. В последствии он познаёт основы еврейской мудрости. С другой стороны многие из пришедших к Торе в зрелом возрасте в начале столкнулись с мудростью Торы, впечатление от которой побудило их к выполнению мицвот. Некоторые вообще связывают своё продвижение в мицвот с возможностью дальнейшего познания еврейской мудрости. Возможно в этом есть некоторый элемент “шело лешма” , мицвот не во имя Творца, хотя сказано про такой путь что это хорошо, поскольку из “не во имя” приходит “во имя”. Говорит раби Ицхак Тора должна начаться с мицвот. Может быть тот еврей на каком то этапе своего религиозного продвижения должен что-то изменить в глубине своего сознания, что бы выполнение мицвот было выполнением желания Творца, а дальнейшее постижение мудрости Торы должно побуждать в нём ещё большее стремление выполнить желание Творца. Изучение Торы поражает разум человека, и захватывает его воображение, но это мицва и желание Творца, поэтому совершенство наступает когда изучение становится “во имя” то есть мицва на первом месте, а удовлетворение от учёбы помогает ему в дальнейшем продвижении.

Но всё-таки остаётся вопрос в чём же заключается ответ народам мира, если, по этому объяснению раби Ицхака, сотворение мира всё равно было бы записано в Торе только не в начале, а после мицвот. Ведь изменился только порядок в Торе.

На самом деле, если бы Тора начиналась с мицвот, народы мира не поняли бы в этом намёк Торы, что мицвот должны быть на первом месте. И действительно, в психологии народов мира мораль является результатом умозаключений. В основе морали стоит разум. Мораль должна быть понятна и обоснованна, она не может быть без причины в этом мире. Может быть поэтому мораль народов меняется как во времени так от народа к народу, в соответствии с изменениями в представлении о мире.

Что же они понимают? – Идею “владельца”, кто является хозяином в мире. Только хозяин мира может взять землю у одного и дать другому. Говорит раби Ицхак, поэтому Тора поставила на первое место сотворение мира, а потом мицвот, сказать нам что Творец является хозяином мира “по желанию его была дана им и по желанию его была взята у них и дана нам” .

Как на это показывает порядок Торы? Есть разница между хозяином и тем кто хочет получить. Хозяин вначале показывает, что у него есть, а потом рассказывает для какой цели это предназначено. Тот кто хочет получить, наоборот, вначале выясняет для какой цели это нужно, а потом описывает то что он хочет получить. Самое важное для него ставит на первом месте. Народы мира утверждают, что несмотря на то что Творец создал мир , мир неважен для него. Творец слишком велик, что бы интересоваться этим миром и оставил его. В действительности мир был создан для мицвот, и мицвот должны были быть на первом месте, но народы мира не поняли бы этого, поэтому Тора поставила на первое место сотворение мира, сказать народам мира, что мир важен Творцу, он не оставил его, а продолжает управлять им и вмешивается в его историю.

Спрашивает дальше раби Рафаэль Шапира, в чём ответ народам мира “по желанию его была дана им и по желанию его была взята у них и дана нам”, если земля была дана им с полным желанием, то как можно её забрать после этого?

По всей видимости “по желанию” не имеется ввиду желание людей а желание Творца. Сказано в книге “Нефеш Ахаим” от раби Хаим из Воложино “Он, благословенно имя его, и желание его и высказывание его одно”. Выходит из этого, что вся действительность мира его желание. И это ответ народам мира “вся ваша действительность и всё что есть у вас, и не только в момент когда вы это получили, но всегда, в каждый час, это желание Творца”. Желание дать им землю и желание взять у них и дать Израилю не два разных желания а всё это включено в одном желании, то что не может быть в желании человека.

Поэтому ясно, что всегда есть возможность и право взять у них землю.

Добавить комментарий