Древо жизни и четыре реки
“И насадил Господь Б-г сад в Эдене, с востока, и поместил туда человека, которого сформировал. И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла. И поток выходит из Эдена, чтобы орошать сад, а оттуда разделяется он на четыре главных (течения). Имя одного – Пишон, он обтекает всю землю Хавила, где золото. А золото той земли хорошее; там хрусталь самородный и камень оникс. А имя второго потока – Гихон, он обтекает всю землю Куш. А имя третьего потока – Хидекель, он течет к востоку Ашура; а четвертый поток – это Прат” (Берейшит 2 8-14)
Четыре реки
Что хочет раскрыть нам Тора в рассказе про четыре реки?
Объяснение Малбима:
Известно что, когда стали люди размножаться на земле и вышли из своих мест чтобы заселить новые земли, они расселялись по направлению рек. Выбрав себе одну из рек, шли её берегом, открывая себе всё новые земли и пространства. А та река показывала им путь следования.
Тора также выбрала этот образ чтобы показать нам пути которыми ходит человек по земле. Несмотря на то что идей создания Адама было то чтобы съел от древа жизни и жил вечно и занимался бы только понятиями разума а не мирскими делами, всё равно Вс-вышний подготовил также возможность что тот отойдёт от пути Творца и съест плод дерева познания добра и зла и умрёт. А также если согрешит и будет изгнан из Ган Эдена то пойдёт заселять землю по направлению рек.
Из Ган Эдена выходит одна река которая разделяется на четыре, что показывает на четыре пути которыми человек ходит по земле. Четыре реки окружают четыре страны каждая из которых обладает своим особенным качеством. Первая река Пишон – обтекает всю землю Хавила, в которой водится золото и драгоценные камни. Основное качество этой земли – зависть и стремление к богатству. Вторая река Гихон обтекает землю Куш. Качество этой земли – стремление к разврату и телесным удовольствиям. Третья река – Хидекель которая течёт к востоку от Ашура, там начинаются войны и властолюбие. Качество той земли это честолюбие и стремление к почёту.
И только четвёртая река это та же река которая была и в Ган Эдене – река Прат. По словам мудрецов Торы она обтекает святую землю (Израиль) качество которой взращивать мудрецов и пророков.
Поэтому, после того что Адам съел от дерева познания добра и зла и был изгнан из Ган Эдена, все человечество разделилось на четыре группы в соответствии с выбранным путём. Одни преследуют деньги и богатство, видя в этом счастье и смысл жизни, другие постоянно ищут телесных удовольствий и разврата. А третья группа борется за власть и уважение.
Все беды и страдания людей приходят в результате следования их одним из этих путей. Про что сказали мудрецы Торы “Зависть, вожделение (желание телесных удовольствий) и стремление к почёту выводят человека из мира”.
Однако не понятно, что значит “… выводят человека из мира”? Можно спросить больше – если Творец создал мир чтобы нести добро творениям, тогда почему так много страданий и плохого в мире?
Ответ на это, что в действительности Творец создал мир хороший без боли и страданий только человек не остаётся в нём а выходит из него и попадает а мир другой – плохой и жестокий.
Представим себе, что еврей сидит за субботним столом в окружении семьи и детей, перед ним вкусные субботние блюда и он ведёт с ними интересную беседу о Торе. И вдруг в середине он вспоминает что его друг купил новую машину которую он хотел иметь сам или то что сосед не отнёсся к нему с достаточным уважением, что сразу заполняет все его мысли и встаёт перед глазами, предавая ему ощущение боли и неприятности, а субботняя трапеза становится чем то отдалённым и второстепенным. Получается, что тот еврей вроде сидит за субботним столом, где должен был получать наслаждение от еды и приятного общения, а на самом деле мысленно переместился совсем в другой мир – мир боли и страданий, мир плохой и жестокий.
Именно это имели ввиду мудрецы в словах “… выводят из мира” – выводят из мира доброго и хорошего данного человеку Творцом, и вводят его в мир плохой и жестокий который он сам себе придумал.
Три качества, которые перечисляют мудрецы, это три силы которые воздействуют на человека через воображение. С ними трудно бороться и они лежат в корне всех плохих качеств человека, что и является источником зла для него самого и для всего мира.
Нет сомнения, что человек сократит для себя множество проблем, если преодолеет соблазны и не войдёт в этот воображаемый мир лжи, где его ожидает только боль, ощущение пустоты и разочарование. Однако по всей видимости, эти рассуждения справедливы не только для воображаемого мира человека но и для мира его реального существования.
Во-первых, в результате его мысленного пребывания в этом ложном мире, где властвуют зависть, вожделение и честолюбие, результат его действия находится в мире реальности что само по себе может принести не мало бед ему и окружающему миру. Тем более если большинство населения земли так и не выходят из своего воображения, каких последствий в мире можно ожидать?
Во-вторых, как было сказано, Адам не был первоначально создан в мире нашей реальности. У него была только такая возможность войти в наш мир, поэтому наша реальность в тот момент была в потенциале а не в действительности. В результате греха он увеличил сокрытие в мире и сделал нашу реальность действительностью для себя. Если в его реальности до греха не было зла и страданий, то в его реальности после греха это явно имеет место.
Похоже на это, человек в наше время, следуя за воображением в результате влияния одной из перечисленных мудрецами сил, он в какой то мере увеличивает сокрытие в мире, и тогда сама реальность мира становится хуже и грубее в той же мере. И так после каждого шага каждого человека. Так что стоит понимать слова мудрецов в прямом смысле – эти качества, если человек поддаётся им, выводят его в прямом смысле каждый раз из мира чуть-чуть лучше в мир чуть-чуть хуже.
Три первые реки в рассказе Торы показывают на эти три силы. Ган Эден это мир лучший который был сделан для человека что ему было хорошо а не чтобы ему было плохо. Но человек выбрал выйти из этого мира. Идя по направлению трёх первых рек он попадает в худший мир – они выводят его из Ган Эдена, и чем дальше тем больше.
Но если он идёт по направлению четвёртой реки Прат, то есть идёт путём Торы что означает путь разума а не путь воображаемой действительности, то даже выйдя из Ган Эдена он остаётся в лучшем мире поскольку эта река находится также в Ган Эдене.
Остался ещё один вопрос. Все три реки ведущие к плохому берут своё начало из реки Прат которая в принципе ведёт к добру. Как так получается что из хорошего выходит плохое?
Известно что в основе сотворения мира было добро. Значит добро включает в себя всё что в последствии проявляется в действительности, в том числе и зло, которое появилось потом. Однако добро и зло как таковые проявляются только в нашем мире, а в начале была только идея(мысль) добра. В идеи добра может быть также идея зла, поскольку зло в идее это тоже добро. Как так может быть?
В идее добра необходимо понятие зла но не для того чтобы было реализовано а для того что бы была такая потенциальная возможность. Только в таком случае может быть добро. Поскольку если у человека нет возможности сделать зло то и добро он не может сделать даже когда он делает доброе ведь у него не было другой возможности. Если он не может сделать зло то и добро которое он делает не является добром а всего лишь вынужденным действием. Поэтому зло в своей идее несёт добро, поскольку даёт возможность проявлению добра в мире. Поэтому три реки ведущие ко злу выходят из реки которая ведёт к добру. Эти три реки не были созданы для того что идти по ним а для того чтобы не идти по ним, но чтобы только была такая возможность.
Древо жизни
Два дерева находились в середине сада – дерево познания добра и зла и древо жизни. Древо жизни в простом смысле даёт бессмертие тому кто от него отведает как говорит Раши (3-22) и Рамбан (там).
Бессмертие означает что душа не расстаётся с телом. На что Мальбим задаёт несколько вопросов.
Во-первых, это плохо для души.
Как известно, душа и тело две противоположные субстанции. Душа стремиться к познанию истины и постижению секретов мира что включает в себе глубина духовности мироздания. И действительно, даже на материальном уровне, когда учёный пытается понять непонятные ему явления природы, он стремится понять саму идею процесса то есть закон(систему правил поведения) которому тот подчиняется. Закон природы – по сути это не сама природа а некоторая интерпретация правил поведения (а точнее правил управления) видимой действительности в разуме человека. Другими словами даже познание материального мира выходит за пределы самого мира, как бы разделяя мир на две самостоятельные субстанции – мир материальной действительности и мир разума, душа относится к миру разума а тело – к миру природы. Однако познание природы это всего лишь искры знания. Настоящее знание заключается в познании духовной действительности – то к чему стремится душа каждого человека, осознаёт он это или нет.
Кроме этого, путь постижения души, связанной с телом, имеет по-ступенчатый характер. В начале постижение в пяти ощущениях, затем интерпретация увиденного в виде некоторого образа в воображении, и только после этого знание поступает в область понимания разума, где происходит также многоэтапный процесс осмысления от позднего к раннему (от следствия к причине). И даже в конце процесса достигнутое знание очень ограничено, когда врата глубины истинного знания закрыты для неё, хотя бы только по той причине что разум человека не способен полностью абстрагироваться от материальной действительности. Человеческий разум всегда оперирует материальными образами, и даже когда придумывает самые замысловатые абстракции в конце концов приходит к образу по-заимствованному из материальной действительности. Нет у него возможности отказаться полностью от образов восприятия ощущений, поскольку его восприятие проходит через орудия тела и связаны с ними. Что является результатом ограниченности возложенной на душу телом.
Если же душа не связана с телом и не ограничена им, то обладает прямым и моментальным способом постижением, как всякая духовная действительность, и имеет доступ в самые сокровенные тайны мироздания, там где властвует (имеет место) “абсолютная” абстракция, и о чём человеческий разум не имеет даже представления. Поэтому душе очень тяжело находиться в теле.
С другой стороны тело человека стремится к удовлетворению телесных потребностей. Оно настойчиво вводит в воображение человека образы телесных удовольствий доводя его иной раз до умопомрачения. От чего душа человека очень страдает, ощущая себя в теле как в тюрьме где властвует непросветная тьма. Ясно что когда мысли человека заняты колбасой, ему не до размышлений о смысле жизни. Тело ограничивает душу и не даёт ей проникнуть в глубины знания. И даже все пророки кроме Моше, когда им всё-таки открывалось знание свыше в виде пророчества, получали это знание через воображение то есть в каких то телесных рисунках, что называется не светящая аспеклярия. И только Моше получал пророчество через светящую аспеклярию(будет рассмотрено в дальнейшем с помощью Вс-вышнего).
Кроме этого душа связана с телом тесными узами и находится с ним в постоянном противоборстве, поскольку хочет святости и близости к Творцу а тело заполнено материальными вожделениями, и всё время пребывания в теле находится как-бы среди врагов желающих её погубить.
Если так, как мог Творец мира, создав древо жизни и бессмертия, передать душу во власть тела навсегда?
Во-вторых, это плохо для тела.
Ведь, жизнь человека полна боли и страданий. Когда жизнь обычного человека это тяжёлый труд в борьбе за существование. Когда достигнутые материальные преимущества теряют для него свою ценность сразу же после их достижения. Кроме того человек вынужден добиваться уважения других в бесконечном стремлении к повышению своего статуса в обществе, где каждые слово или поступок других, воспринятые как неуважение, приводит его в ярость и отчаяние. Человек постоянно находится в состоянии не-удовлетворённости, будучи в погоне за телесными удовольствиями, которые, даже достигнув их, приносят ему только глубокое разочарование. Он всегда живёт в ожидании лучшего которое может быть придёт завтра. Что хорошего для тела в такой жизни? Наоборот, нельзя придумать для человека большего наказания чем жизнь без смерти. Даже раб, находясь в тяжёлом рабстве, имеет всё-таки одну возможность избавится от ига – умереть. Человек бессмертный теряет даже эту возможность.
А также не понятно как это возможно чтобы тело человека жило вечно и не умирало?
На что Мальбим отвечает:
Во-первых, человек не был создан чтобы жить в мире материальном а для того чтобы пребывать в мире духовном, то есть в Ган Эдене. Поэтому Адам в самом начале был помещён именно туда. Только у него была также возможность спуститься в материальный мир. Эта возможность, как было сказано, была дана ему не для того чтобы воспользовался ей, а наоборот, чтобы не воспользовался ей и чтобы она у него была только как возможность, что давало ему возможность заслужить большую награду, поскольку даёт ему свободу выбора – не быть вынужденным в выборе добра.
Однако Адам всё-таки решил воспользоваться возможностью зла, в результате чего спустился в наш мир природы, где тело получило власть над душой, и может ограничить её в рамках материальности, так что душа не может связаться с духовностью мироздания, теряет возможность постижения истины и оказывается в состоянии заключения – как бы находясь в тюрьме.
Но на уровне Ган Эдена связь между душой и телом имело другой характер. Тело не связывало и не ограничивало душу, а было как дополнение и одеяние на неё. Что значит одеяние? Как человек чтобы не испачкаться и не повредится от грубости земли одевает обувь так душа чтобы не “испачкаться” в этом мире “одевает” тело. Как человек когда хочет взять что-либо грязное пользуется рукавицами так душа чтобы сделать действие пользуется телом. Со стороны можно подумать что всё делают рукавицы, на самом деле ясно что само действие относится к человеку, а рукавицы всего лишь выполняют роль орудия, не являются частью тела и не ограничивают его. Так же тело в Ган Эдене не ограничивало и не имело власти над душой, а только было орудием души для действия в тех уровнях телесности которых его тело достигало.
Так что душа, будучи не обременённой телом, была свободна в своих возможностях постижения, которое не обязано было проходить через органы тела и, следовательно, не должно было быть связано с материальными образами и не имело по-ступенчатый характер так что душа могла моментально воспринимать знание в понятиях “абсолютных” абстракций. То что она так желает и к чему стремится, поскольку именно это и является непосредственной глубиной истинного знания.
Поэтому в Ган Эдене, где и находилось древо жизни, вечная жизнь не представляла для души человека опасности и не было для неё чем то плохим как это происходит в мире материальном, а наоборот хорошим и необходимым.
В таком состоянии бессмертие несёт также добро и для тела.
Как говорит Рамбам в книге “Море Нэвухим” – первоначально человек был создан таким образом, что не было у него недостатка ни в чем, поскольку Творец поместил его в Ган Эдене в котором создал “всякое дерево приятное видом и хорошее для еды” так что не было недостатка в пище и не было там необходимости в одежде и жилье. А все беды человека начались после греха когда оказался в природе, где должен трудится для пропитания. И даже здесь вначале было всё что ему необходимо как сказано в мидрашим – в то время на земле было только лето и сажали раз в семьдесят лет, поскольку урожая хватало на семьдесят лет, и плоды были очень большие. То есть, не смотря на то что Адам получил наказание “в поте лица будешь кушать хлеб свой” минимальных стараний было достаточно. Но человек захотел больше чем ему нужно – достигнуть богатства, вожделений и славы – и его жизнь превратилась в “ад”. Творец не имел ввиду дать человеку то что ему по сути не нужно. Поэтому в мире созданном Творцом достижение всех этих возникших у человека потребностей совсем не легко. Но человек решил достать желаемое любым путём – отправился в другие земли в поисках золота и серебра, начал войны ради славы и искал всяческие способы для удовлетворения своих прихотей. Таким образом жизнь стала тяжёлым трудом и несла в себе много боли и страдания.
Но в первоначальном состоянии бессмертие несло только хорошее телу тоже.
Остался вопрос как возможно бессмертие ведь тело по природе своей стареет и в конце концов умирает?
И хотя нам неизвестна суть процессов старения и смерти, Мальбим объясняет что пища, вода и воздух не восполняют полностью жизненную силу, полученную человеком при рождении и утерянную в процессе существования, а только частично что и приводит к старению. На что это похоже, на бочку вина, в которую постоянно добавляют воду. В конце концов в ней останется только вода, что соответствует смерти. Поэтому Творец взрастил в Ган Эдене древо жизни, которое обладает качеством что телу возвращается первоначальная жизненная сила. Поэтому там не было старости и смерти.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.