בס"ד
Основан Роландом Исаевым в память об отце Яакове Бен Ционе Исаеве з"л

                                             

                               Вера в единого Б-га и язычество

  

В прошлой статье рассматривались четыре уровня в постижении чудо. Атеизм и неверие в Б-га были отнесены к нулевому уровню и не рассматривались совсем. Здесь рассмотрим этот взгляд тоже.

Есть мнение разделяющее общее мировоззрение на две концепции — религиозная и не религиозное. К религии относят три принятых в мире религиозных течения а также так называемые восточные религии и остальные языческие течения. У всех есть некоторая общая концепция создателя(Б-га), которую они принимают на веру без всякого обоснования.

Не религиозная концепция предпочитает рациональный подход, где ни что не принимается на веру необоснованно. Поэтому в ней не принимается идея создателя(Творца) и предполагается что мир существует сам по себе. Такая точка зрения называется атеизмом.

Однако, по всей видимости, такое разделение не совсем точное. Поскольку утверждение что мир существует сам по себе также не обоснован и принимается на веру. И тоже самое можно сказать про другие принципы в этом мировоззрении как то что мир существовал всегда или возник в результате взрыва, идея развития от простого к сложному и т.д. Невозможно сказать что атеизм полностью рационален и не принимает ни чего на веру.

Можно предложить другой взгляд на разделение в общем мировоззрении.

Известно (как неоднократно приводилось ранее) что у каждого природного

явления есть причина. Обычно её относят к другому природному явлению которое и называют причиной первого. Однако ясно что второе явление также имеет свою причину как и первое, поскольку и оно является природным явлением, иначе должны отнести его к чуду а не к природе. Ясен также простой логический принцип — причиной не может быть то, что само имеет причину, поскольку вынуждено второй причиной и служит только для перевода причины. Причиной может быть только то что не вызвано ни чем то есть свободно в своём действии. Поэтому могут привести к ответственности человека бросившего камень, поскольку мог его не бросать, но не могут привести к ответственности сам камень, поскольку он был вынужден. Если так, логично предположить что причина любого материального явления в-принципе не находится в природе, поскольку всё что есть в природе обязательно вынуждено и имеет причину, иначе имеет место нарушение законов природы. (Точка зрения, в которой в принципе отсутствует причинно-следственная связь в природе уже рассматривалась ранее и не представляет интереса)

Приходим к известному противоречию — с одной стороны всё что есть в природе имеет причину, с другой стороны сама причина не может находится в природе.

Именно в этом противоречии заложен корень всех споров о сути мироздания, поскольку оно связано с основным вопросом, который спрашивали себя мыслители всех поколений — Откуда всё произошло? Где находится начало? Что является причиной мироздания? И именно в разрешении данного противоречия общее мировоззрение разделяется на две концепции — концепция единого Б-га и концепция Язычества.

 

Концепция единого Б-га:

В рамках первой концепции нет логического выхода из противоречия кроме как предположить что есть два мира — мир причин и мир следствий. Мир следствий он же мир явлений и называется природой. Мир причин включает в себе совокупность причин вызывающие все явления в природе и называется духовным миром. Соответственно, совокупность причин для поведения человека является духовной стороной его и называется душой. И как в структуре духовной стороны человека различаются как минимум три уровня — нефеш, руах, нешема, когда(утрировано) нефеш отвечает за физиологию человека, руах связано с эмоциональной стороной его а нешма представляет разум, также в духовной стороне мира есть разделение на уровни. Причём духовность рассматривается здесь как совокупность причин только в рамках упрощённого взгляда человека, поскольку человек со своей стороны не видит связи между различными явлениями природы и поэтому не может также представить себе связь между причинами этих явлений. Но при более глубоком рассмотрении проблемы обязательно приходим к выводу что все причины различных явлений в конечном итоге имеют один корень, то есть являются разными сторонами или проявлениями одной единственной причины, которая приводит к возникновению и функционированию природы и называется её Создателем. Другими словами эта концепция говорит о идее единого Б-га, который создаёт и управляет миром.

Такое рассмотрение разбирается во многих книгах еврейской философии. Примером чему могут служить следующие рассуждения: Если есть ограниченная действительность, значит есть что то что ограничивает её. Это установка разума, по всей видимости, основана на внутреннем знании человека и не подлежит сомнению (ст. “Внутреннее знание в сути доказательства” — Ноах 7). Если действительность, которая ограничивает первую, тоже ограничена, значит обязательно должна быть другая действительность, которая ограничивает вторую и т.д. Однако это не может происходить до бесконечности, поэтому обязательно есть первая неограниченная действительность которая ограничивает все остальные и в свою очередь неограниченна ни чем.

Ещё, не может быть две такие неограниченные действительности, поскольку тогда обязательно одна ограничивает другую.

Ещё, всё что ограничено не самостоятельно а вынуждено(человеку была дана свобода выбора но она тоже ограничена в своих рамках). Самостоятельно может быть только та неограниченность которая ограничивает всё остальное, и всё остальное зависимо от него. И это первопричина, с которой начинаются все остальные причины в системе совокупности причин духовного мира.

Концепция язычества:

Вторая концепция утверждает что действительность представленная человеку в его ощущениях является единственной действительностью и нет другой. То есть исключается идея духовного мира. И противоречие приведённое выше разрешается в ней следующим образом.

Это правильно, что причина природных явлений не находится в природе, то есть не является природным объектом, поскольку каждый природный объект вынужден и сам имеет причину. Однако в этом правиле есть исключения. Есть в природе некоторые объекты которые не вынуждены (или не вынужденные в какой то мере) и являются началом и источником действия. И хотя такое представление противоречит законам природы, законы природы в рамках этой концепции распространяются на все природные объекты кроме этих исключений. Более того именно этот объект вызывает всю остальную природу и в силу своей исключительности называется богом. То есть бог находится внутри природы и является частью её.

Это общая точка зрения классического язычества и имеет множество разветвлений. На первый взгляд она выглядит очень не убедительной, примитивной и смешной. Но это только на первый взгляд. На самом деле имеет в своей основе довольно сильную систему убеждения и поэтому очень распространена в мире(необязательно в классических её представлениях).

Сила убеждения в этом мировоззрение в большой мере основывается на эмоциональном воздействии. Обычно эти языческие божества были сильно связаны с мистикой. Как например Навухаднецер хотел заставить евреев поклонится своему идолу, который представлял из себя высокий столб, непонятным образом стоявший сам по себе, на верхний конец которого была насажена голова чучела, которая кричала “Я бог твой который вывел вас из земли египетской”! Когда человек видит такое явление оно уже совсем не кажется ему примитивным и смешным! Когда человек видит необычные, сверхъестественные явления он находится в состоянии моральной подавленности и не способен на противостояние с позиции разума. Здесь имеет место сильное эмоциональное воздействие. Все идеологии в рамках этой концепции пользуются этим для того чтобы убедить человека. То есть стремятся при помощи сверхъестественных действий или то что выглядит таковыми(фокусами например) и т.п. сформировать систему представлений человека на уровне разума. Таким образом осуществляется подчинение разума эмоциональной стороне человека, что в какой то мере аннулирует влияние разума на принятие им мировоззрения или хотя бы уменьшает его влияние.

Такой путь необходим в рамках данного мировоззрения, поскольку у неё нет полного логического обоснования. Как было сказано, с точки зрения простого разума сама идея язычества выглядит очень необоснованной и смешной, и поэтому самостоятельность разумной позиции в представлении человека обязательно приведёт его к отрицанию самой концепции или идеологии.

Фокусы, колдовство и другие приёмы мистики широко использовались в системе убеждения в этой концепции. И несмотря на то что в этой системе отсутствует логическое обоснование, эмоциональное воздействие зачастую сильнее разумных доводов, что во многих ситуациях вполне достаточно чтобы убедить человека.

 

                                               Духовность в концепции язычества

 

Но всё же можно возразить. Здесь было дано определение язычества как некоторой философской концепции, в которой нет духовной действительности, а первопричина находится в мире природы, в силу чего какой то материальный объект является началом и источником действия, то есть богом. Однако известно что в многих языческих идеологиях есть идея духовности, духовных миров и создателя. И даже когда они говорят о каком либо материальном объекте в смысле бога они не имеют ввиду сам объект а некоторую идею, которая стоит за этим объектом, так что `сам объект только символизирует её. Поэтому, может быть, более правильно отнести данные языческие мировоззрения к первой концепции, где есть разделение на духовную и материальную действительность?

Однако это не совсем так. В этой точке зрения есть попытка избежать большой логической сложности в разрешении базисного противоречия о причине, приведённого выше, и которая, как было сказано, с точки зрения логического обоснования выглядит очень примитивной и смешной. Очень трудно в рамках прямого человеческого разума утверждать что какой то материальный объект, например солнце, является первопричиной и свободным в своём действии. В конце концов он всего лишь материальный объект, то есть он сам ограничен в рамках природы, поскольку(и поэтому) находится внутри её. Это противоречит внутреннему знанию человека. Поэтому здесь делается попытка как-бы вывести этого бога за пределы природы в какой то мере но при этом оставить за ним природные атрибуты.

Например, в начале утверждается, что солнце является источником действия. Потом поправляют: не само солнце а та некоторая духовная сила, которая вызывает её природное представление. При этом эта “духовная” сила самостоятельна в своём действии и не зависима от Создателя, который только создал мир но сам не вмешивается в происходящее в нём, оставив управление миром солнцу. На первый взгляд, в этом рассмотрении также предполагается разделение на материальную и духовную действительность, что очень похоже на первую концепцию единого Б-га. Однако здесь есть принципиальное отличие.

Выше было сказано, что духовный мир является миром причин, а природа миром следствий или явлений. В первой концепции совокупность причин — составляющие духовного мира — это разные проявления или стороны одной единственной причины, то есть Создателя. Но в данном рассмотрении духовной действительности, причины составляющие её, самостоятельны. Как например причина солнца сама является источником действия.

И различие это очень принципиально, что необходимо разобрать подробнее.

Ранее (Ноах 6 ст. “Смысл чуда – раскрытие управления Творца”) рассматривалась идея построения духовных миров.

В более упрощённом рассмотрении, природа — мир явлений — считается телом, а совокупность причин вызывающая её называется духовным миром, и определяется как находящая “над” природой, являясь как-бы более “высокой” действительностью. Кроме этого рассматривалось что есть духовная действительность ещё “выше”, то есть “над” первой духовной действительностью, вызывает её и является для неё душой. Так что первая духовная действительность является, с одной стороны, душою для видимой природы,а с другой телом для второй духовной действительности и так далее много раз. Причём ясно, что понятия “выше” и “ниже” не используются здесь в их физическом смысле, поскольку в духовности нет физических понятий пространства. Они обозначают — “вызывает” и “вызывается”, по примеру неба и земли в физическом мире, когда небо находится выше и от него приходит свет, тепло и вода, которые вызывают жизнь на земле ниже.

С другой стороны, было сказано, что на самом деле мир природы значительно сложнее чем то что человек видит перед собою. Он видит только ту часть природы которая воспринимается органами чувств. Это видимая природа. На самом деле, есть действительность в природе, которая не воспринимается ощущениями — “невидимая” природа. Она более “утончённая”, но при этом остаётся природой со всеми природными атрибутами. То есть в ней есть свои законы “природы”, и ими в принципе можно пользоваться. Только в наше время люди не обладают для этого достаточными знаниями. К этим законам относятся законы мистики — колдовство и др. И как в видимой природе есть различные живые существа, точно так же в невидимой части природы есть свои существа но более утончённые и называются шедим(черти и т.п.), и тот кто обладает соответствующим знанием также может ими пользоваться. То есть именно этот невидимый мир природы вызывает видимый мир природы, является совокупностью причин для него и находится “над” миром видимой природы. Он был назван там “глубиной” или духовной природой. Люди всех времён по ошибке относили его к духовной действительности.

Получается что “над” нашим миром видимой природы есть как бы два “параллельных” мира — один духовный а другой мир невидимой “глубиной” природы. Такое разделение имеет место на всех духовных уровнях. Про что было сказано выше(Ноах 6 ст. Две параллельные системы управления в мироздании.), что духовная действительность состоит из двух параллельных систем миров — духовной и природной, идея “чистых” и “не чистых” миров.

И как там было сказано, есть принципиальная разница между духовностью и природой на всех уровнях, как есть принципиальная разница между чудом и природой в видимом нами мире. Чудо раскрывает Творца, природа его скрывает. Чудо говорит человеку что есть только одно действующее лицо — Творец — а всё остальное только его проявления. Природа же показывает человеку что она существует и функционирует сама по себе. Самостоятельно!

Корень такого разделения выходит из сути Творения. Ранее (Ноах 6 Две параллельные системы управления в мироздании) подробно разбиралось, что действительность в момент своего создания уже обладало двумя сторонами — то что действительно и то что недействительно, то что есть и то чего нет. Поскольку всякая действительность, говоря о том что она есть, сообщает также что чего то нет. И хотя недействительности на самом деле нет, она находится в потенциале и может “существовать” в воображении или как иллюзия. На определённом этапе, в рамках свободы выбора, человеку была дана возможность воспринимать мир недействительности как действительность. Человек может представить в своём воображении несуществующую действительность как реальность.

Примером этому может служить сам мир природы. Ранее разбиралось, что видимой природы как таковой не существует(см. Ст В начале – сотворил). То что есть на самом деле это некоторое представление природы в воображении человека построенное на сигналах полученных им из вне посредством его ощущений. В принципе можно получить точно такое же ощущение природы, раздражая органы ощущений человека таким же образом как то должен делать окружающий его мир. И у человека нет никакой возможности проверить действительно ли существует вне него мир природы, воздействующий на его органы чувств, или же это воздействие осуществляет кто-то кто хочет создать у него такое ощущение природы.

Если вернёмся к нашему определению духовности как совокупности причин, то по всей видимости эта совокупность сама разделяется на две стороны. Причины событий раскрывающие Творца, то что в природе называется чудом, относятся к духовному миру того уровня. Соответственно, причины событий, которые приводят к сокрытию Творца, относятся к обратной(“не чистой”) стороне духовности мира, или к “природе” того уровня.

Получается что явления чуда и явления природы это проявления двух противоположных сторон духовной действительности — “чистой” и “нечистой”, настоящей действительности и воображаемой(иллюзии).

Ранее подробно разбиралось(см. Ст. Чудо в природе до Природа – сокрытие Творца), что законы природы сами находятся в воображении человека и являются основным “орудием” сокрытия Творца в этом мире.

Совокупность причин в духовности, которая вызывает природные явления и приводит к функционированию законов природы, является обратной(“не чистой”) стороной духовности и сама является недействительностью и иллюзией того духовного уровня.

Она сама называется “природой” того духовного уровня или природой на более высоком уровне или глубиной природой. В ней функционируют свои законы “природы” – законы мистики(колдовство и пр.) и поэтому имеет место сокрытия Творца. Человек, который пользуется законами колдовства, может создать у других ощущение того что он сам или силы, которыми он пользуется, являются источниками действия и самостоятельны(независимы от Творца). В ней, в отличии от духовной стороны где преобладает раскрытие Творца, также есть возможность говорить о самостоятельности некоторых объектов той действительности. И вообще, о самостоятельности чего либо можно говорить только в рамках сокрытия Творца, поскольку в раскрытии Творца не существует ничего кроме самого Творца.

Поэтому когда языческое мировоззрение говорит о духовности своего идола она имеет ввиду самостоятельную силу, которая может относится только к невидимой природе, поскольку только там есть воображаемая самостоятельность у сил наподобие видимой природы.

В данном рассмотрении частная причина(причина солнца как идея языческого бога) во-первых считается самостоятельной, а во-вторых подчиняется законам “природы” того уровня, поскольку все языческие мировоззрения использовали для обоснования своих идей мистику — колдовство и пр. — что означает “законы природы” того уровня. Два этих понятия являются атрибутами природы и поэтому приводят к сокрытию Творца а значит относятся к природе на том духовном уровне причин.

Поэтому, несмотря на то что здесь была попытка вывести идею солнца как бога из природы, на самом деле вывели её только из видимой части природы но она осталась в природе на более высоком, невидимом уровне. В результате по сути идея солнца как бога осталась в природе и поэтому данное мировоззрение не выходит за пределы второй концепции, где природа это единственная действительность и все причины находятся в ней.

И даже когда они говорят о создателе, он в этой концепции оставил мир и не управляет им а передал это управление божеству. То есть не создатель, который в этом рассмотрении как бы отсутствует, а божество источник действия и оно в каком то смысле ограничено а в каком то самостоятельно. То есть возвращаемся к той же проблеме: бог внутри природы — с одной стороны он ограничен природой, поскольку находится внутри её, а с другой является источником действия и самостоятелен.

***

 

         

Добавить комментарий